Вторичный рынок ожидает закат эпохи «пригонов» и «перекупов». Такой прогноз сделали в автоцентре «ДрайвМоторс». По их расчетам, сейчас покупка иномарки с пробегом у дилера выгоднее и удобнее за счет льготных кредитов, а доставка из-за границы через посредников сопряжена с высокими рисками и расходами.
Когда новые поставки прекратились, дилеры принялись развивать направление автомобилей с пробегом. Автоцентры быстро стали одним из главных игроков на «вторичке». Для примера, «ДрайвМоторс» сформировал один из крупнейших в стране автопарков из более полторы сотни машин разных марок. Среди них – Volkswagen, Nissan, Hyundai, Suzuki, Skoda, Lada, Geely и Kia. Многие – в возрасте до 5 лет и с заводской гарантией. Перед продажей они проходят комплексное обслуживание с проверкой на дефекты и их устранение. Другие автоцентры пошли схожим путем.
Фактором возросшей роли автоцентров стали приемлемые условия лизинга и льготные кредиты на авто с пробегом. Их выдают на срок до 10 лет при минимальном авансе в 10%. На примере «ДрайвМоторс», кредит выдают под ставку 4,4% годовых первые полгода, после – 15,41%. Ежемесячный платеж на такой автомобиль в ценовом диапазоне 35-40 тыс. рублей составляет от 210 рублей при внесении половины суммы и от 350 – при оплате 10%. Многих покупатели на «вторичке» сейчас как раз и привлекают кредиты.
На их фоне мелкие предприниматели – «перекупы» и «перегоны» теряют популярность. Добротный автомобиль по низкой цене найти на западных рынках стало сложнее, а финальная цена может быть выше той, что предлагает автоцентр. Кроме того, некоторые европейские площадки стали закрыты для белорусов, а работа через посредника может сделать покупку весьма невыгодной.
Сейчас в Беларусь обычно гонят автомобили в возрасте 3-5 лет, так как на них действуют оптимальные таможенные ставки. Бывает, что ввозят иномарки и постарше, несмотря на повышенную пошлину. Сэкономить в таком случае можно на небольшом объеме двигателя или при льготной растаможке по 140-му указу. В сегменте авто до 3 лет ввозят что-то редко – в основном, премиальные машины не старше года. Выгодным остается импорт электромобилей – благодаря нулевой пошлине для физлиц и отсутствию НДС для юрлиц.
«Вторичный рынок кардинально меняется. Как факт, он стал основным для многих дилеров. Они привнесли в него то, чего многие ждали: большой выбор иномарок, кредиты, трейд-ин, сервисное обслуживание, в том числе непрофильных марок. И мы видим, что многие приходят к нам вместо того, чтобы ввозить автомобиль: кто-то счел «перегон» дорогим, кто-то боится получить из-за границы «кота в мешке». У нас же все иномарки проходят через сервисный центр, а по цене идут не «выше рынка», а местами и ниже, да еще с льготным кредитом»,– убеждены в «ДрайвМоторс».
При этом в автоцентре признают, что и сами закупают у представителей «из-за рубежа». «Действительно, часть автомобилей с пробегом к нам попадают из других стран. И это нормально – всегда нужно развивать альтернативные способы закупки. Но мы знаем, что покупаем: битые и утопленные иномарки точно к нам не попадут, как бы кто-то не старался скрыть их историю. Если человек имеет такой же опыт, то сможет найти, привезти и сэкономить, но для обычного автомобилиста это риски», – предупреждают в автоцентре.
Наибольшие риски – везти авто из США. В 90% случаев это автомобили после ДТП. А вот иномарки из Евросоюза, напротив, обычно в хорошем состоянии. Большинство из них расходятся на лизинговых аукционах, где их тщательно проверяют. Стали чаще везти из Китая – прежде всего, электрокары и гибриды, а рынок Южной Кореи облюбовали российские покупатели.